«ОСЛИНЫЙ
ХВОСТ»
Выставка «Ослиный хвост» (1912 г.), организованная
лидерами русского примитивизма М. Ф. Ларионовым и Н. С. Гончаровой, многим
казалась вызовом не только консервативно настроенной публике, но и объединению
«Бубновый валет». По мнению Ларионова, члены «Бубнового валета» относились к
западному искусству с преувеличенным вниманием и недооценивали русские
художественные традиции.
Художники, участвовавшие в
выставке «Ослиный хвост», стремились соединить живописные приёмы европейской
школы с достижениями русской вышивки, лубка, иконописи. Скрытый протест против
западного влияния содержался и в самом названии объединения. Это был намёк на
скандальную ситуацию, возникшую в парижском «Салоне независимых» 1910 г. Противники новых
форм в живописи попытались выдать за шедевр авангардного искусства холст,
размалёванный хвостом осла.
Участникам выставок не удалось
создать цельного направления, и каждый пошёл своим путём, но для большинства
исследователей название «Ослиный хвост» прочно связано с понятием
«примитивизм», и прежде всего с творчеством его лидеров.
Михаил Фёдорович Ларионов
(1881 — 1964) родился в городе Тирасполе Херсонской губернии в семье военного
фельдшера. С 1898 по 1910 г.
он занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества; его
преподавателями были Валентин Александрович Серов, Исаак Ильич Левитан,
Константин Алексеевич Коровин. В 1900 г. Ларионов встретил Наталию Сергеевну
Гонча-
Натан Альтман.
Портрет
А. А. Ахматовой.
1914 г.
Государственный
Русский музей,
Санкт-Петербург.
Натан
Исаевич Альтман (1889-1970) не входил в группу «Бубновый валет», но по своей
творческой манере был очень ей близок. Художник предложил свой вариант
кубизма, придав ему некую холодную классичность, в основе которой — чёткий и
совершенный рисунок. Этот портрет знаменитой поэтессы — одно из наиболее
ярких произведений живописи того времени.
600
рову (1881 — 1962), учившуюся
здесь же. Они поженились, и с тех пор их жизненные и творческие пути были
неразрывно связаны.
В 1906 г. молодые живописцы начали
активно выставляться: имена Ларионова и Гончаровой стали известны широкой
публике благодаря выставке Московского товарищества художников. В том же году
они приняли участие в экспозиции Союза русских художников. А за два года до
этого, в 1904 г.,
Ларионов познакомился с известным театральным и художественным деятелем
Сергеем Павловичем Дягилевым и в 1906 г. по его приглашению показал свои работы
на петербургской выставке объединения «Мир искусства». Вскоре он вместе с Дягилевым
и художником Павлом Варфоломеевичем Кузнецовым отправился в Лондон и Париж,
где Дягилев из просветительских соображений представил в двенадцати залах Осеннего
салона русское искусство различных периодов и направлений. Произведения
Ларионова, Гончаровой и Кузнецова вошли в раздел «самоновейших».
После 1907 г. Ларионов увлёкся
примитивизмом. Об этом говорят энергичные мазки, сочные, красочные пятна,
чёткие контуры, ничем
Главная Следующая