Предыдущая Следующая
«АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО»
В 1912 г. Филонов написал
статью «Канон и закон», где впервые изложил основные принципы выработанного им
художественного стиля. Впоследствии они стали широко известны по работе 20-х
гг. «Идеология аналитического искусства». Своё творчество художник
противопоставил кубизму, очень популярному в России 10-х гг. По мнению
Филонова, новое направление преодолевало главный недостаток кубизма —
неподвижность геометрических форм на полотне. Мир должен быть показан в
движении; картина, написанная по законам «аналитического искусства», должна
передавать формы предметов в состоянии «органического роста». У зрителя могло
появиться впечатление, что то или иное тело создаётся у него на глазах,
вырастая в масштабах так, как растёт дерево (мастер назвал это «движением
организма против механизма»). Кроме ощущения движения живопись также должна
обнаруживать мельчайшие «атомы и молекулы», из которых строится форма (этот
процесс художник именовал «сделанностью»). Человек, считал Филонов, обладает
двумя формами зрения — «глазом видящим» и «глазом знающим». «Видящий глаз»
воспринимает цвет и внешнюю форму тел, а «знающий» — скрытое внутреннее
движение атомов.
Павел Филонов.
Крестьянская семья (Святое Семейство). 1914 г.
Государственный Русский
музей, Санкт-Петербург.
611
Павел Филонов.
Иллюстрации к книге стихов Велимира Хлебникова «Изборник». 1914 г.
Большое
значение для Филонова имела работа над иллюстрациями к поэтическим сборникам
футуристов. Художник осуществил здесь задачу, вышедшую за рамки обычного
иллюстрирования: он нашёл особый живописный почерк для каждого стихотворения,
передававший его настроение. Филонов не только выявил подтекст в поэзии, но и
представил слово как абстрактную художественную форму, которая состоит из
«атомов»-букв. Выделив каждый знак графически, мастер составил из них
пространство, наполненное движением, и превратил поэтическое слово в явление
изобразительного искусства.
Однако многочисленные
теоретические выступления, создание в 1927 г. общества «Мастера аналитического
искусства» (МАИ) — вся эта очень интересная деятельность быстро вызвала
негативное отношение официальных кругов. В 1929 г. была запрещена
персональная выставка Филонова, затем началась травля в прессе, которая привела
к разгрому объединения МАИ. Художника обвинили в «контрреволюционной» тяге к
непонятному и сложному искусству, он был лишён работы и средств к
существованию. В 1941 г.
мастер умер от голода в блокадном Ленинграде, прожив последние десять лет в
постоянном ожидании ареста.
Идеи Филонова при всей их оригинальности
прекрасно вписываются в общую картину развития русского авангардного
искусства первой трети XX в. Подобно Малевичу и
Кандинскому, он пытался создать средствами живописи философскую картину мира и
осмыслить одно из главных её понятий — движение. Отличительной особенностью Филонова
было желание исследовать движение изнутри, проникнув в тайные, видимые только
глазу художника процессы зарождения формы из мельчайших частиц. Предыдущая Следующая
|