|
В Что касается живописи, то уже
в 20-х гг. критики отмечали её «поворот к реализму». Под реализмом они
подразумевали прежде всего интерес к изобразительности (в противовес
абстракции), к классической живописной традиции. Обращение к классике можно
объяснить и требованиями идеологии: искусство советского государства призвано
было использовать лучшие достижения мировой культуры. Это определило поиски
чётких и ясных форм «большого стиля». Ассоциация художников революционной
России (АХРР), основанная в Александр Родченко. Беспредметная композиция. Александр Родченко. Белый
круг. Эль Лисицкий. Клином красным бей белых. 621 АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР Во время
Гражданской войны, когда в стране не хватало бумаги даже для газет и плакатов,
революционное правительство прибегало к самым необычным формам пропаганды.
Уникальным явлением в искусстве 1918—1921 гг. стал агитационный фарфор. На
Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе в Петрограде
оказались большие запасы не расписанных изделий, которые решено было
использовать не просто как посуду, но в первую очередь как средство революционной
агитации. Вместо привычных цветов и пастушек появились призывные тексты
революционных лозунгов: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Земля
трудящимся!», «Кто не с нами, тот против нас» и другие, которые под искусной
кистью художников складывались в яркий декоративный орнамент. Над
созданием произведений агитационного фарфора работала группа художников завода
во главе с Сергеем Васильевичем Чехониным (1878—1936). До революции он входил
в объединение «Мир искусства» и был известен как мастер книжной иллюстрации,
тонкий знаток различных стилей, ценитель и собиратель произведений народного
творчества. Блестящее владение искусством шрифта и сложным языком орнамента
Чехонин с успехом применил и в фарфоре. Разработкой
эскизов для росписей агитационного фарфора занимались известные художники —
П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин, М. В. Добужинский, Н. И. Альтман. Их
произведения отличаются высоким графическим мастерством. Уже в первых работах
появилась новая символика молодой Советской Республики: серп и молот, шестерёнка. Сюжетами
росписей художницы Александры Васильевны Щекатихиной-Потоцкой (1892—1967) стали сценки
традиционного народного быта и персонажи русских сказок. В |