Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

На разразившийся в 1921 г. в Поволжье голод художники отклик­нулись созданием целой серии про­изведений: «На помощь голодающе­му населению Поволжья!», «Голод», «Голодному».

Наряду с расписной посудой за­вод выпускал и мелкую пластику — фарфоровую скульптуру неболь­ших размеров. Основной темой творчества мастера камерной скульптуры Наталии Яковлевны Данько  (1892—1942)  стали  люди революционной эпохи: матрос Бал­тики, рабочий, красногвардеец, ми­лиционер, женщина, вышивающая знамя. Художницей были созданы и знаменитые шахматы «Красные и белые» (1922—1923 гг.), где, напри­мер, красный король — рабочий с кувалдой, а белый — скелет в чёр­ной мантии, красные пешки — кре­стьяне со снопами пшеницы или с серпами в руках, а белые — рабы, опутанные чёрными цепями.

Советский агитационный фар­фор выставлялся на зарубежных выставках, был предметом экспор­та. Эти произведения занимают достойное место в собраниях круп­нейших музеев России и других стран, являются желанными для коллекционеров.

622

 

 

 

отчасти приняла эстафету у пере­движников. Само Товарищество пе­редвижных художественных выста­вок прекратило деятельность год спустя, и многие передвижники — среди них, в частности, были Абрам Ефремович Архипов, Николай Алек­сеевич Касаткин — стали участника­ми АХРРа. В разное время в Ассоциа­цию входили Сергей Васильевич Малютин (1859—1937), Александр Михайлович Герасимов (1881 — 1963), Борис Владимирович Иогансон (1893—1973), Митрофан Бори­сович Греков (1882—1934), Исаак Израилевич Бродский (1883—1939) и другие художники.

Этих мастеров объединяла общая идеологическая направленность. Они настаивали на создании искус­ства повествовательного, жанрового, которое было бы понятным народу и правдиво отражало действитель­ность. Ассоциация издавала журнал «Искусство в массы» и вела активную выставочную деятельность.

О тематике произведений худож­ников АХРРа говорят названия вы­ставок: «Жизнь и быт рабочих» (1922 г.), «Красная Армия» (1923 г.), «Революция, быт и труд» (1925 г.) и т. д. Своё творчество они определя­ли понятиями «художественный документализм» и «героический реа­лизм», рассматривая живопись как историческое свидетельство, как ле­топись эпохи.

В этом духе написаны полотна Грекова на темы Гражданской войны, картины «Владимир Ильич Ленин в Смольном» (1930 г.) Бродского, «Портрет Д. А. Фурманова» (1922 г.) Малютина. Ассоциация просущест­вовала до 1932 г.

В 1925 г. выпускники мастерской Давида Петровича Штеренберга (1881 — 1948) во ВХУТЕМАСе образо­вали Общество станковистов (ОСТ). Они объединились как сторонники станкового искусства — в проти­вовес «производственникам». Тем не менее работы остовцев нельзя считать станковыми в строгом смыс­ле слова. Члены ОСТа занимались и монументальной живописью, и

Артур Фонвизин.

В цирке. 1931 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Сергей Малютин.

Портрет писателя Д. А. Фурманова. 1922 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

«MAKOBEЦ»

Преемственность с мастерами прошлого, высокую духовность искусства, «возрождение в нём начала живого и вечного» провозглашал в своём ма­нифесте союз художников «Искусство — жизнь», образованный в 1921 г. Позднее он стал именоваться «Маковец» — по названию холма, на кото­ром стоит Троице-Сергиева лавра. В объединение входили в основном мос­ковские мастера, в их числе Василий Николаевич Чекрыгин (1897—1922), Лев Фёдорович Жегин (1892—1969), Артур Владимирович Фонвизин (1882 или 1883—1973) и др. В его деятельности активно участвовал религиозный философ Павел Александрович Флоренский. Группа просуществовала до 1926 г., провела несколько выставок живописи и выставку рисунка.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz