Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В 1928 г. бывшие участники «Бубнового валета», «сезаннисты» Илья Иванович Машков, Пётр Петрович Кончаловский, Роберт Рафаилович Фальк и другие, вместе с учениками образовали Общество Московских Художников (ОМХ). В ОМХ входили мастера так назы­ваемого «центра», стремившиеся к гармоничному единству цвета и формы. В 1931 т. часть художников перешла в АХР, и общество распалось.

625

 

 

 

Владимир Фаворский.

Из серии «Годы революции». 1928 г. Ксилография.

индустрии социализма; оно коман­дировало художников писать всесо­юзные стройки и портреты ударни­ков производства.

Критики и исследователи рас­сматривают искусство 30-х гг. как период неоклассики. О классике спо­рили, её активно использовали. Увле­чение образцами искусства прошлых времён процветало, в то время как са­мостоятельное изучение природы отодвинулось на второй план.

Наиболее именитыми мастерами социалистического реализма 30-х гг. стали бывшие ахровцы А. М. Гераси­мов и Б. В. Иогансон. Герасимов в своих парадных портретах-карти­нах 1938 г. «И. В. Сталин и К. Е. Во­рошилов в Кремле», «Портрет бале-

рины О. В. Лепешинской» достигает почти фотографического эффекта. Работы Иогансона «Допрос комму­нистов» (1933 г.) и «На старом ураль­ском заводе» (1937 г.) продолжают традицию передвижников. Худож­ник иногда прямо «цитирует» их в отдельных изображениях.

«Для себя», т. е. вне правил соци­алистического реализма, работали не многие художники. Среди них Александр Давыдович Древин (Древиньш, 1889—1938) и Михаил Ксенофонтович Соколов (1885—1947), которые в интимных, камерных про­изведениях ограничивали себя определённым кругом изобразительных тем. Оба мастера в годы сталинско­го террора были репрессированы.

Александр Древин.

Степной пейзаж с лошадью. 1933 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Борис Иогансон. Допрос коммунистов. 1933 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Михаил Соколов. Натюрморт с рыбой. 30-е гг. XX в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

626

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ

ВРЕМЁН ГРАЖДАНСКОЙ

 И ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН

В первые послереволюционные годы искусство плаката переживало рас­цвет. «Шершавым языком плаката» (по выражению поэта и художника Влади­мира Владимировича Маяковского) ре­волюция мобилизовывала доброволь­цев в Красную Армию, объявляла «смерть мировому капиталу», помога­ла голодающим Поволжья, призывала учиться грамоте и сохранять памятни­ки искусства — не было темы, которую бы не затронул плакат.

Авторами самых известных плака­тов стали художники-карикатуристы Моор (Дмитрий Стахеевич Орлов, 1883—1945) и Лени (Виктор Николае­вич Денисов, 1893—1946). Незабы­ваемы по эмоциональной выразитель­ности и силе убеждённости образы красноармейца («Ты записался добро­вольцем?», 1920 г.) и взывающего о по­мощи старика («Помоги!», 1921 г.) в плакатах Моора. Острым юмором и точностью социальных характеристик отмечены лучшие работы Дени — «Ан­танта под маской мира» (1920 г.), «На могиле контрреволюции» (1920 г.).


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz