Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Затем началась Первая мировая война, ставшая тяжёлым испытанием в жизни мастера. Творческие планы пришлось отложить на неопреде­лённый срок. Ларионов, призван­ный в армию, участвовал в боях в Во­сточной Пруссии, был контужен и после лечения в госпитале демобили­зован. После выздоровления он при­соединился как художник-декоратор к балетной труппе Дягилева в Швей­царии и в Россию уже больше не вер­нулся.

В произведениях Наталии Гонча­ровой прослеживаются несколько иные мотивы. Темы некоторых её работ явно навеяны живописью Поля Гогена и Винсента Ван Гога («Крестьяне, собирающие яблоки», 1911 г.; «Подсолнухи», 1908—1909 гг.; «Рыбная ловля», 1909 г.). Влияние Го­гена чувствуется в мягких, как бы

*Литография (от греч. «литос» — «камень» и «графо»— «пишу», «рисую») — гравюра на камне.

602

 

 

 

НИКО ПИРОСМАНАШВИЛИ

(1862—1918)

Нико (Николай Асланович) Пиросманашвили — грузинский художник-примитивист. Будучи мастером-самоучкой, он создавал свои произведения на основе фольклорных тради­ций. Его примитивизм не был осознанным художественным выбором; как любой мастер из народной среды, он работал, подчиняясь интуиции. Главные темы его полотен — жанро­вые сцены, среди которых на первом месте колоритные гру­зинские застолья, однофигурные композиции, многочислен­ные изображения зверей, натюрморты. На первый взгляд все его композиции кажутся по-детски наивными: статичные фи­гуры, написанные крайне схематично, застывшие лица, условное размещение фигур в пространстве. Однако стро­гий и сдержанный колорит придаёт забавным сценкам и пер­сонажам ощущение мудрого спокойствия. Выразительные паузы между фигурами сообщают картинам Пиросманашвили особую декоративную красоту и обаяние. Нередко в ко­лорите преобладают тёмные тона, но это не мешает рабо­там быть удивительно радостными, а порой и наполненными мягким юмором. Детская простота, сквозь которую прогля­дывает зрелая мудрость, — основное ощущение от живопи­си этого мастера.

Нико Пиросманашвили. Женщина с кружкой пива. Государственный музей искусств, Тбилиси.

Наталия Гончарова. Крестьяне, собирающие яблоки. 1911 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Наталия Гончарова. Евреи. Шабаш. 1912 г. Музей изящных искусств Республики Татарстан, Казань.

603

 

 

 

тягучих контурах фигур, в контра­стах плотных, чуть матовых красок Однако русские фольклорные тради­ции привлекали Гончарову столь же сильно. На полотне «Птица Феникс» (1911 г.), обращаясь к сказочному об­разу, художница передаёт атмосфе­ру фантастического действа прежде всего через цвет — необычайно яр­кий, словно пламенеющий изнутри. Особенно хороши в творчестве Наталии Гончаровой картины, на создание которых её вдохновили иконы. Выразительный пример тому — «Спас в Силах» (1911 г.).

МАРК ШАГАЛ

(1887—1985)

Творчество Марка Шагала, охваты­вающее почти всё XX столетие, ста­ло одной из интереснейших стра­ниц как русской, так и европейской живописи. Он принадлежит к тому редкому типу мастеров, которые, имея ярко выраженные националь­ные корни, удивительно естественно чувствуют себя в любой культур­ной среде, с лёгкостью осваивают традиции разных стран, эпох и сти­лей, сохраняя при этом свой неповторимый почерк.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz