|
«Как давно, мой город любимый,
я не видел тебя, не слыхал, не беседовал с облаками твоими, не опирался о
заборы твои. Подобно грустному вечному страннику, дыханье твоё я переносил с
одного полотна на другое, все эти годы я обращался к тебе, ты мерещился мне
как во сне», — писал в Шагал родился в семье грузчика
рыбной лавки на окраине Витебска, в местечке под названием Пескова-тики,
населённом в основном еврейской беднотой. В прошлом иудеям было запрещено
заниматься изобразительным искусством: иудаизм является иконоборческой
религией. Вторая заповедь библейского пророка Моисея гласит: «Не делай себе
кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и
что в воде ниже земли». Карьера профессионального художника означала разрыв с
религиозной традицией, иногда весьма болезненный. Образование Шагала началось с
изучения Библии, потом он поступил в Витебское городское четырёхклассное
училище; после его окончания молодому человеку пришлось некоторое время
поработать ретушёром. В конце концов мать, уступив просьбам сына, отвела его в
Школу живописи и рисунка в Витебске. Зимой 1906—1907 гг. Шагал отправился
учиться в Петербург, раздобыв бумагу о том, что едет с коммерческой целью:
только так еврей мог получить вид на жительство в столице. Некоторое время он
посещал различные художественные школы; его Марк Шагал. Я и деревня. Витебск,
его жители, их быт, незатейливый провинциальный пейзаж показаны в дореволюционных
работах мастера с теплотой и мягким юмором. Определить их стиль непросто, это
хорошо чувствуется в одной из самых известных картин. На фоне абстрактной
композиции из бело-красных полукружий выступают два профиля — ослика и
мужчины. На втором плане Шагал изобразил деревню. Маленькие неказистые домики,
мужчина с косой, женщина, стоящая вниз головой, соединяют в себе меткость
натурной зарисовки и загадочность символа. Здесь тонко переплелись элементы
примитивизма, кубизма и футуризма, т. е. художник стремился одновременно к
предельной простоте выразительных средств и глубокой сложности содержания. С
одной стороны, это размышления о взаимоотношениях личности с миром, а с другой
— чудесная детская сказка. 604 педагогами были Николай
Константинович Рерих, Лев Самойлович Бакст и Мстислав Валерианович
Добужинский. Уже в ранних произведениях Шагала появляется характерный приём
его зрелого творчества — предметы сдвигаются с привычных мест, и на полотне создаётся
совершенно особая загадочная атмосфера («Смерть», «Жёлтая комната», 1908—1910
гг.). Тогда молодой художник ориентировался
в основном на творчество французских постимпрессионистов, которое было ему
знакомо по репродукциям. Он всей душой стремился в столицу нового искусства —
Париж. «Почвой, в которой были корни моего искусства, был Витебск, но моё
искусство нуждалось в Париже, как дерево в воде», — вспоминал живописец.
Деньги на поездку дал один из поклонников его таланта. |