Предыдущая Следующая
Так в 1910 г. Шагал впервые попал
в Париж, где оставался вплоть до 1914
г. Он пережил, по собственному выражению, «революцию видения»,
познакомившись с традициями французской живописной культуры. Молодой человек
оказался в центре европейского авангарда, сблизился со многими художниками и
литераторами; его другом был известный поэт Гийом Аполлинер. Шагал поселился на
бульваре Монпарнас в знаменитом «Улье» — двенадцатиутольном доме со множеством
дешёвых мастерских, где он жил по соседству с Фернаном Леже, Хаимом Сутиным,
Амедео Модильяни, Осипом Цадкиным (позднее творчество этих художников получило
название парижской школы).
Здесь окончательно сложилась
своеобразная манера живописца, построенная на выразительных преувеличениях,
приёмах французского кубизма и народного лубка. В Париже он вспоминал родной
Витебск, посвящая ему свои произведения: «Я и деревня» (1911 г.), «Скрипач» (1911
—1914 гг.) и др. В 1914 г.
в берлинской галерее «Штурм» прошла первая персональная выставка Шагала; после
неё он довольно быстро стал признанным авторитетом, его произведения начали
коллекционировать.
В 1914 г. Шагал приехал в
родной город на свадьбу сестры. Он собирался вернуться в Париж, но началась
Первая мировая война, и это оказалось невозможно. Большую часть 1915 г. живописец провёл в
Витебске и его окрестностях. Он женился на Белле Розенфельд, которая стала
подлинной музой мастера. Шагал писал: «Я не кончал ни одной картины или
гравюры, не спросив у неё: да или нет». Этот счастливый брак был для него
символом союза мужчины и женщины; художник видел в нём нечто, лежащее в самой
сердцевине бытия.
Образ жены есть во многих произведениях,
например в «Прогулке» (1917—1918 гг.). Любовь, по мнению Шагала, преодолевает
разобщённость мира и несёт в себе творческое начало, обладая, как и искусство,
способностью возносить над повседневностью. Эта идея воплощена живописцем в
картине «Над городом» (1917
г.).
Марк Шагал. Скрипач.
1911—1914 гг.
Стеделийк-музей, Амстердам.
Забавный
скрипач одной ногой опирается на крышу домика, а другой — на земной шар;
действие происходит волшебной зимней ночью, когда самые невероятные вещи
становятся реальностью. Эту картину можно воспринимать и как философский
символ, и как наивную детскую мечту, на которую сам автор смотрит с иронией.
Шагал творит словно вне времени; показывая виды родного города, яркие детали
быта еврейского местечка, он в то же время создаёт свой мир, ни на что не
похожий, полный странностей, но удивительно гармоничный и светлый.
605
Марк Шагал. Прогулка.
1917—1918 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Марк Шагал. Над городом. 1917 г. Государственная
Третьяковская галерея, Москва.
Марк Шагал. Кучер Селифан. Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые
души». 1923—1927 гг.
Марк Шагал. Чичиков и Манилов. Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя
«Мёртвые души». 1923—1927 гг.
Осенью 1915 г. Шагал уехал с женой
в Петроград, где поступил на службу в военное бюро. Здесь он создал
многочисленные эскизы для настенных панно, работал как график, участвовал в
ряде выставок. Предыдущая Следующая
|