Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Наверное, в ту минуту потрясён­ный мастер вряд ли осознавал, что случайно поставленная на бок кар­тина станет истоком нового напра­вления в искусстве — абстракцио­низма. По Кандинскому, именно линия и цветовое пятно, а не сюжет являются носителями духовного на­чала, их сочетания рождают «внут­ренний звук», вызывающий отклик в душе зрителя.

Все абстрактные произведения Кандинского, по его собственным словам, разделяются на три группы (по степени отдаления от предмета): импрессии, импровизации и компо­зиции. Если импрессия рождается как прямое впечатление от внешне­го мира, то импровизация бессозна­тельно выражает внутренние впечат­ления. Наконец, композиция — это высшая и самая последовательная форма абстрактной живописи. В ней нет прямых связей с реальностью. Цветовые пятна и линии образуют захватывающую дух стихию дви­жения. Композиции Кандинского не имели индивидуальных назва­ний — только номера (из десяти та­ких работ сохранилось семь).

Создавая абстрактные компо­зиции, Кандинский фактически изменил природу живописи — искус­ства, тесно связанного с повествова­нием, — и приблизил её к музыке, которая призвана не изображать, а выражать наиболее сложные душев­ные состояния.

В 1914 г., после начала Первой мировой войны, Кандинский вер­нулся в Москву. Вторая половина 10-х и 20-е гг. были для него перио­дом активной общественной и пе­дагогической деятельности: он ра­ботал в организации по охране памятников, руководил Институтом

Василий Кандинский.

Импровизация Кламм. 1914 г.

Городская галерея Ленбаххауз, Мюнхен.

Василий Кандинский. Композиция VI. 1913 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Здесь крупные пятна и удары кистью, тонкие комбинации коротких линий и широкие по­лосы сочных оттенков мягко перетекают друг в друга или, наоборот, резко сталкиваются. Контраст тёплого и холодного, светлого и тёмного, бледного и яркого стал основой еди­ной системы колорита картины, вобравшей в себя все возможные варианты цветовых сочетаний. Отсутствие конкретного сюжета в таком произведении не означает, однако, отсутствия содержания. Напряжённое движение цвета и линии выражает сложную, внут­ренне накалённую жизнь человеческого духа; оно связано с такими ощущениями, которые нельзя выразить словами и которые каждый человек переживает по-своему.

609

 

 

Василий Кандинский.

Композиция VIII. 1923 г.

Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк.

художественной культуры (ИНХУК), преподавал в Государственных худо­жественных свободных мастерских, не прекращая при этом работать как живописец. Абстрактные полотна Кандинского тех лет стали мягче и светлее по колориту, усилилась роль линии, большее внимание уделялось свободному пространству.

Пребывание Кандинского в Рос­сии было недолгим, в конце 1921 г. он навсегда покинул страну. Извест­ный немецкий архитектор Вальтер Гропиус пригласил его преподавать в «Баухаузе» — высшей архитектур­ной и художественной школе, кото­рая находилась в Веймаре, а в 1925 г. переехала в Дессау. Здесь он написал книгу «Линия и точка на плоскости». Тогда же к Кандинскому пришло на­стоящее мировое признание. Он участвовал в многочисленных вы­ставках в городах Германии, публи­ковал теоретические труды, в 1923 г. устроил первую персональную вы­ставку в Нью-Йорке.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz