|
Наверное, в ту минуту потрясённый
мастер вряд ли осознавал, что случайно поставленная на бок картина станет
истоком нового направления в искусстве — абстракционизма. По
Кандинскому, именно линия и цветовое пятно, а не сюжет являются носителями
духовного начала, их сочетания рождают «внутренний звук», вызывающий отклик в
душе зрителя. Все абстрактные произведения
Кандинского, по его собственным словам, разделяются на три группы (по степени
отдаления от предмета): импрессии, импровизации и композиции. Если импрессия
рождается как прямое впечатление от внешнего мира, то импровизация бессознательно
выражает внутренние впечатления. Наконец, композиция — это высшая и самая
последовательная форма абстрактной живописи. В ней нет прямых связей с
реальностью. Цветовые пятна и линии образуют захватывающую дух стихию движения.
Композиции Кандинского не имели индивидуальных названий — только номера (из
десяти таких работ сохранилось семь). Создавая абстрактные композиции,
Кандинский фактически изменил природу живописи — искусства, тесно связанного с
повествованием, — и приблизил её к музыке, которая призвана не изображать, а
выражать наиболее сложные душевные состояния. В Василий Кандинский. Импровизация Кламм. Городская галерея
Ленбаххауз, Мюнхен. Василий Кандинский. Композиция VI.
Здесь
крупные пятна и удары кистью, тонкие комбинации коротких линий и широкие полосы
сочных оттенков мягко перетекают друг в друга или, наоборот, резко
сталкиваются. Контраст тёплого и холодного, светлого и тёмного, бледного и
яркого стал основой единой системы колорита картины, вобравшей в себя все
возможные варианты цветовых сочетаний. Отсутствие конкретного сюжета в таком
произведении не означает, однако, отсутствия содержания. Напряжённое движение
цвета и линии выражает сложную, внутренне накалённую жизнь человеческого духа;
оно связано с такими ощущениями, которые нельзя выразить словами и которые
каждый человек переживает по-своему. 609 Василий Кандинский. Композиция VIII. Музей Гуггенхейма,
Нью-Йорк. художественной культуры
(ИНХУК), преподавал в Государственных художественных свободных мастерских, не
прекращая при этом работать как живописец. Абстрактные полотна Кандинского тех
лет стали мягче и светлее по колориту, усилилась роль линии, большее внимание
уделялось свободному пространству. Пребывание Кандинского в России
было недолгим, в конце |