|
ИСКУССТВО
ФРАНЦИИ В XVII столетии
во Франции установилась особая форма государственного устройства, названная
позднее абсолютизмом. Знаменитая фраза короля Людовика XIV (1643—1715
гг.) «Государство — это я» имела под собой весомое основание: преданность монарху
считалась верхом патриотизма. Королевской власти подчинялась
и религиозная жизнь страны. Католическая Церковь во Франции стремилась быть
независимой от Папы Римского и во многих вопросах действовала самостоятельно. В это же время сложилось новое
философское направление — рационализм (от лат. rationalis — «разумный»), которое признавало основой познания разум человека. «Я
мыслю, следовательно, я существую», — утверждал один из основоположников этого
учения Рене Декарт (1596—1650). Именно способность человека мыслить, по мнению
философов, возвышала его, превращала в подлинные образ и подобие Божие. На основе этих представлений
сформировался новый стиль в искусстве — классицизм. Название
«классицизм» (оплат. classicus — «образцовый») можно буквально перевести как «основанный на классике»,
т. е. произведениях искусства, которые признаны образцами совершенства,
идеалом — как художественным, так и нравственным. Творцы этого стиля полагали,
что красота существует объективно и её законы можно постигнуть с помощью разума.
Конечная же цель искусства — преобразование мира и человека согласно этим
законам и воплощение идеала в реальной жизни. Вся система художественного
образования классицизма строилась на изучении античности и искусства
Возрождения. Процесс творчества состоял прежде всего в соблюдении правил,
установленных при изучении древних памятников, а достойными воплощения в
произведениях искусства считались сюжеты из античной мифологии и истории. АРХИТЕКТУРА В первой половине XVII в.
столица Франции постепенно превратилась из города-крепости в город-резиденцию.
Облик Парижа теперь определяли не крепостные стены и замки, а дворцы, парки,
регулярная система улиц и площадей. В архитектуре переход от замка
к дворцу можно проследить, сравнив две постройки. Люксембургский дворец в
Париже (1615—1621 гг., архитектор Саломон де Брос), все корпуса которого
расположены по периметру большого внутреннего двора, своими мощными формами ещё
напоминает отгороженный от внешнего мира замок. Во дворце Мезон-Лаффит под
Парижем (1642—1650 гг., архитектор Франсуа Мансар) уже нет замкнутого
внутреннего двора, здание в плане имеет П-образную форму, что делает его облик
более открытым (хотя он и окружён рвом с водой). Это явление в архитектуре
получило поддержку государства: королевский указ Вокруг дворца в первой половине
XVII в. архитектор обязательно устраивал парк, в котором царил жёсткий
порядок: зелёные насаждения были аккуратно подстрижены, аллеи пересекались под
прямым углом, цветники образовывали правильные геометрические фигуры. Такой
парк получил название регулярного, или
французского. Вершиной развития нового направления
в архитектуре стал Версаль — грандиозная парадная резиденция французских королей
недалеко от Парижа. Вначале там |