|
ЖИВОПИСЬ ЖОРЖ ДЕ
ЛАТУР (1593-1652) В начале XVII столетия
основным центром развития живописи во Франции был не Париж, её столица, а
восточная провинция Лотарингия и её главный город Нанси. Когда было создано большинство
произведений живописца из Ло- ЛУИ ЛЕНЕН (между 1600
и 1610—1648) Луи Ленен
(художниками были и два его брата) писал в основном жанровые сиены из жизни
крестьян. Его герои не приукрашены внешне, но исполнены благородства,
достоинства и внутреннего покоя. Они живут в гармонии с Богом, окружающим
миром и собой, проводя время в смиренном и кропотливом труде. Картины Ленена,
продуманные и упорядоченные по композиции, строги по колориту, каждая мелкая
деталь изображена тщательно. В попытках найти гармонию в жизни крестьян Ленен
во многом предвосхитил идеи философа Жана Жака Руссо. А в живописи XIX в. его творчество нашло продолжателя в лице
Жана Франсуа Милле, прозванного современниками «художником-крестьянином». Луи Ленен. Семейство молочницы. 40-е гг. XVII
в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. тарингии Жоржа де Латура, неизвестно.
Долгое время мастер был забыт, и только в начале XX в. его
открыли заново. В его творчестве можно выделить два важных направления:
жанровые сцены и картины на религиозные сюжеты. Жанровые сцены Латура — живописные
варианты одной и той же темы: молодой, богато одетый человек становится
жертвой бродячих гадалок или карточных шулеров. В XVII в.
этот сюжет впервые появился в творчестве итальянского 91 художника Микеланджело да Караваджо,
а позднее обрёл популярность во всей Европе. В картине «Шулер» (1630—1б40 гг.)
Латур использовал художественный приём Караваджо — противопоставление тёмного
пространства и потока яркого света. Фигуры героев, детали их одежды и скупой
интерьер выписаны тщательно и немного суховато. Действие построено на
молчаливой игре взглядов персонажей, внутреннем диалоге, который превращает
заурядное событие в мистическое и таинственное. В картине немало деталей со
скрытой символикой. Например, распустившаяся шнуровка в одежде шулера, перья
на шляпах — символы разгульной жизни, крупный жемчуг на шее женщины —
средневековый символ супружеской измены. У
юноши, которого обманывает шулер, шнуровка затянута, но пышные перья на шляпе
означают его склонность к распущенности. Картины Латура на религиозные
темы весьма разнообразны по содержанию. Мастер обращался как к текстам Ветхого
и Нового Заветов, так и к апокрифам. В апокрифической литературе художника
интересовали прежде всего эпизоды детства Богоматери и Христа. Такие картины
на первый взгляд просты и незатейливы: мальчик-Христос держит свечу над
склонившимся к работе Иосифом («Иосиф-плотник»); юная Мария стоит со свечой
перед Своей матерью Анной, читающей Ей книгу («Воспитание Богоматери»). ЖАК КАЛЛО (1592 или
1593—1635) Художник-график
из Лотарингии Жак Калло провёл в Италии тринадцать лет. Возвратившись на
родину, в город Нанси, он оказался свидетелем войны, голода и эпидемии чумы.
Мастер работал над графическими циклами, объединёнными общими темами. Его
привлекали трагические сюжеты, раскрывающие в полной мере страдания и
внутреннее несовершенство человека: «Нищие» ( |